Вспоминая Семиозерлаг

Вспоминая Семиозерлаг

Даниил (Плотников)
Иди за мной
Даниил (Плотников)
Иди за мной

Latest posts by Даниил (Плотников) (see all)

Старый барак
Старый барак

Будучи назначенным настоятелем храма Св. Вмц. Варвары я узнал, что в окрестностях аэропорта Талаги когда-то существовали колонии в которых содержали репрессированных людей. В деревне Талаги, например, располагалась мужская исправительная колония №13 строгого режима, на месте будущего военного гарнизона в аэропорту Талаги — женская колония, которая после страшной эпидемии и гибели женщин и детей вскоре была закрыта. А также Семиозерлаг или как его еще называли Манатьялаг — по месту дислокации, северо-восточней г. Архангельска.

Кабина от автозака
Кабина от автозака

В сопровождении Максима Ткачук, очень хорошо знавшего окрестные леса, мне пришла идея осуществить переход до Семиозерья по бывшей этапной дороге, что и было предпринято в 2004году, а в 2005г. — поход повторили. В каждом из походов мы храма совершали водосвятный молебен с поминовением всех пострадавших во времена лютых гонений. В 2006г. вместе с помощниками из храма святой Варвары, поставили Обетный Крест на берегу реки Колозьма. Добраться до этого места можно только водным путем по реке во время паводка в мае, поскольку река летом мелеет на столько, что по ней можно ходить вброд. Походы к Обетному Кресту совершаются нами периодически.

Останки барака
Останки барака

Архивные сведения по колонии №2 на Семиозерье не сохранились. Но известно, что в Семиозерлаг ссылали монахов из Соловецкого монастыря, верующих мирян и простых людей объявленных советской властью врагами народа. Божьим промыслом мне удалось познакомиться с бывшим старшим оперативным уполномоченным колонии-поселения №2 (Семиозерье) Бабыль Владимиром Григорьевичем, который служил там в 70-х годах 20 века и, хотя не застал всех ужасов советского лагеря в который отправляли людей “в один конец”, рассказал много интересного.

В 20-е годы на Семиозерье была образована колония №2 строгого режима. В мае 1970 года колонию перепрофилировали в колонию-поселение. Этапы возили на теплоходах с Архангельска до Манатьи, далее в автозаках по 24 человека до Семиозерья.Сюда ссылали жителей Архангельска, Соломбалы, Северодвинска, Москвы, Петербурга, советских республик — было много эстонцев, литовцев, белорусов, армян. Колония занималась лесозаготовками на Юрках, что в 9 км от колонии. В лесу трудились в основном эстонцы и архангелогородцы. Остальные работали в столовой, топили печи, следили за порядком на территории и так далее. В колонии трудились два лесных отряда по 120 человек, которые занимались лесозаготовками и один отряд механизаторов и шоферов. Были малокомплексные бригады по семь человек (тракторист, чокеровщик, сучкорубщик, вальщики), в сутки каждая бригада должна была вырубить 24 куба леса, всего 350-360 кубов.  Колония-поселение была рассчитана на 500 человек. Освобождаясь, некоторые политические заключенные устраивались вольнонаемными рабочими в эту же колонию. Служащие жили в бараках на р. Куропалде, а рядом стояли бараки заключенных примерно на 120 человек. В Семиозерье был большой поселок — два общих магазина, две бани — для вольных и заключенных, детский сад, столовая, кинотеатр, 3 дизеля (для выработки электроэнергии и перекачки воды по поселку). Поскольку производство колонии было планово убыточным, много леса списывалось, проявлялась бесхозяйственность, в 1978 году колонию-поселение закрыли. Сейчас от старого вольного поселения на месте гулаговского лагеря остались одни развалины.

Есть информация, что после основания Семиозерлага в его окрестностях поселялись монахи Соловетского монастыря, изгнанные со своих мест, но не желавшие расставаться со своими арестованными, осужденными и заключенными в лагерь на Семиозереье братьями. Известны поселения монахов на Волкозеро, в окрестностях Тельдозеро, Лодьмозеро на местах старообрядческих скитов. В память об этих мужественных черноризцах, община храма святой Варвары с помощниками установили обетный крест на берегу Колозьмы выше слияния с Куропалдой, который изготовили своими руками в храме и переправили его по большой воде, весной по рекам Лодьма и Колозьма.

В планах обновление и установка нового креста.

Leave a Reply