Быть собой — психология безысходности

Быть собой — психология безысходности

Даниил (Плотников)
Иди за мной
Даниил (Плотников)
Иди за мной
Останки барака
Останки барака

Недавно прочитал у одного из пользователей популярной социальной сети следующее высказывание: «Будьте счастливы. Будьте радостными. Будьте собой». Данные тезисы были бы спорными, если бы не развёрнутый комментарий самого пользователя к собственным словам, с которым я согласен отчасти. Но, уж если в самих утверждениях идёт обращение ко всем, а соответственно и ко мне, обозначенном в призывах «будьте», попробую переосмыслить данные «повеления».

Быть собой — опасно. И не только для самого себя, но, что немаловажно, для окружающих. Много общаясь с людьми из разных социальных прослоек, с разным уровнем интеллекта, воспитания, суммы знаний, нахожу многочисленные подтверждения мыслей о том, что желание быть собой, может навредить и окружающим, и в первую очередь самому человеку. Очень хорошо это заметно в жизни людей отбывающих наказание в местах лишения свободы. Многочисленные свидетельства есть и в повседневной жизни, но на примере осуждённых они проявляют себя более ярко и заметно.

Могут ли у кого-нибудь возникнуть сомнения в том, что конкретный преступник, во время совершения им конкретного преступления, не был собой? Именно это состояние и переживал нарушитель закона — он был собой во всей полноте. Он не был кем-то иным, он был именно тем, кем ему хотелось быть и кем он себя воспринимал. Нет оснований верить утверждениям некоторой части самих правонарушителей о том, что они «этого не хотели». Хотели! И совершили. Другое дело, что нет никакого желания нести последствия собственного выбора-поступка, отчего и раздаются «философские» оправдания в виде «я не хотел», и «так получилось». Но, надо сказать, что это тоже самое проявление жизненной установки — «быть собой».

Есть нечто другое — позиция, образ мыслей, жизненное кредо, способное принести пользу и самому человеку, и тем, кто так или иначе соприкасается с ним в своей жизни: «Надо уметь принять себя таким, какой я есть». Быть собой и принять себя — разные, откровенно-полярные вещи.

Утверждение «быть собой» — психология отчаяния, окультуренного хамства, плохо прикрытого эгоизма и нежелания меняться. В этом утверждении скрывается гордыня и бессилие. Бессилие что-либо изменить в себе, что не касается макияжа и бижутерии, но что затрагивает внутренние характеристики человеческой души, такие как мирное устроение, радость, любовь, сострадание, щедрость, покаяние, смирение, и прочее. И гордыня — боязнь признать себя бессильным и неспособным изменить не только свои дурные наклонности и преступные привычки, но даже невозможность прибавить к своему росту, хотя бы, двадцати сантиметров.

Быть собой — это сделка с совестью, при которой «я» перестаю противостоять своим внутренним демонам, прилогам, помыслам разрушительно влияющим на мою жизнь и жизнь окружающих, но отдаю себя в плен этим самым прилогам и помыслам, которые, нередко, приводят и к таким последствиям, какие мы можем наблюдать не только на примере судеб людей преступивших закон, но и тех, кто, вроде бы, явно закон не нарушает.

Принимая же себя таким, каким человек является, со всеми достоинствами и недостатками, он встаёт на путь решения неразрешимой человеческими усилиями задачи — изменения в себе того, что изменить, без внешней помощи, невозможно. Что нам делать с гневом? Как его исправить, убрать, изъять? Что делать с завистью и где она находиться? Как победить тоску и печаль? Вот то, что в нас своими силами победить невозможно. От этого становиться понятной психология сдавшихся в борьбе со своими пороками — они просто решили быть собой, — ничего не меняя и ни о чем не думая.

Но, если человек, все-же, намерен что-либо изменить в себе и не желает мириться с нынешним неблагоприятным положением вещей в своей внутренней жизни, что вполне естественно, со временем он приходит к мысли о Том, Кто может реально ему помочь измениться, поменяв своё мировоззрение, свой образ мысли, всю свою внутреннюю жизнь. А, это уже разговор о Боге. И это отдельная, ещё более обширная тема.

Leave a Reply