Беседа с помыслами

Беседа с помыслами

Иди за мной
Иди за мной
Покаяние
Покаяние

Духоносные отцы нашей Святой Православной Церкви говорят следующее: «Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с помыслами. Ужели Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом прийти в большем числе и еще сильнее ранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего». (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 248)

По роду своего призвания обязан наблюдать за теми процессами в душах пасомых, коих Бог доверил мне вести к Нему, к своему Творцу, которые оказывают прямое воздействие на образ мыслей, веру, поведение, самочувствие и прочее. Процессы эти, естественно, в большинстве скрыты от желающих приобщиться благодати Божией, ищущих единения с Богом, для чего и нужны священнослужители-духовники способные по некоторым «симптомам» дать совет, верное лекарство к уврачеванию души. Тогда, при рассудительном следовании совету, может быть и епитимии, православному легче согласовать свою волю с Волей Божией, узнать себя и войти в большее духовное единение с Творцом. Здесь немаловажным является способность христианина сопротивляться беседе с собственными помыслами.

Бесноватый язычествующий мир вполне естественно вращается в дезоморфиновом дурмане помыслов — этих орудий бесов, демонов, желающих склонить нас к всяческим беззакониям, грехам, извращениям, которые являются некой питательной средой для падших духов, неспособных самим творить грех по причине отсутствия тела. «В безне греховней валяяся» (ирмос 6 песни), к сожалению, и тот кто считает себя православным верующим являет абсолютную неспособность противиться помыслам, беседе с ними и, соответственно, становясь неспособным к осознанию своих грехов и, как следствие, в свою очередь — неспособность к покаянию и изменению своего ума. Внешней, заметной и видимой  стороной этого тяжелого греховного повреждения являются недоуменные слова этих людей, как реакция на вразумление — «А, что такого неправильного я сделал? Что не так-то?», «Нет. Вы мне объясните в чем я неправ!»…

Одна из серьезнейших опасностей любой эпохи, для любого человека и, конечно-же, для православного христианина, это всецелое доверие собственному мнению. Иногда человек находится в абсолютной власти своих помыслов, нисколько не подозревая, что то, что «он считает», считает совсем не он, а некто другой (или другие). Обычно, подобным «доверием самому-себе» страдает человек с особо обостренной тонкой гордыней, практически всегда не явной ни для самого болящего, ни для окружающих.

Конечно-же, природа помыслов двояка. Одни приходят от Бога (Ангелов), другие навеваются от бесов (демонов, дьявола, сатаны). Одни помыслы приходят с миром и спокойствием, другие сеют смущение и тревогу. Казалось бы, ничего сложного распознать помыслы. Да, — ничего сложного. Но беда в дурном навыке — в привычке слушаться себя (бесов), в зависимости, рабстве своим помыслам. Когда человек в течение многих лет вырабатывал в себе привычку слушать только себя, тогда ему бывает невероятно сложно распознать, откуда явился в его сердце, уме нашедший на него помысел. Откуда явилась в его сознании эта «картинка», чувство, ощущение в теле? Человек в расслабленном духовном состоянии, в состоянии нерадения о своей душе, привыкший творить свою волю и ища в миру наслаждений и служа им, неспособен трезво оценить свое состояние, его гибельность и необходимость спасения от грехов и вечной смерти. И здесь на помощь приходит опыт духовничества, этот спасительный церковный институт, который сейчас активно возрождается.

Но беда и горе человеку, который игнорирует совета с духовником, со священником, с человеком, который опытней его духовно. Горе и беда человеку тому «в квадрате», если он спорит с духовником, не желая слышать то, что он ему говорит и советует. Горе и беда человеку тому «в кубе», если он в полемике с человеком более духовно-опытным основывается на измышлениях собственного ума.

Мало того, что таковой само-послушник дышит «сероводородом» своих помыслов, и вместо покаяния ищет себе, своим действиям и своим мыслям всяческие оправдания, так он еще и других вводит в соблазн самообольщения, превратно и лживо трактуя слова духовника, священника, распространяя о нем сплетни и сея смущение в душах слушающих его. Беда ему, если он пытается «обелить себя, черня другого». Видимо, не догадывается таковой, что причина, по которой в его жизни отсутствуют настоящие друзья, искренняя преданность, жертвенная дружба, любовь и мир — лукавое око (Мф.6:22,23), которое как смердящий газ отпугивает окружающих, и не позволяет им всецело тебе довериться. Оттого среди друзей и близких одно только подозрение, тревога, раздрай, пошлые анекдоты, осуждение, отсутствие покаяния, недоверие, лукавство, «вера в душе» и всяческая ложь.

H2S
H2S

Все это присуще миру лежащему во зле, (1-е Ин. 5:19) и тем, кто пресмыкается в страстях, но не как не тем, кто желает, чтобы Бог изъял его из этого мiра и сделал жителем мира Божьего — Церкви уже здесь, на Земле. Надобно осознать всем нам, что рано или поздно придется отрезвится, и склониться к сердечному сокрушению, к покаянию, к молитве и просьбе к Богу об исцелении от зависимости от помыслов, от беседы с ними. Когда-то придется делать выбор конкретный, однозначный, и лучше, если наберемся мы решимости сделать это как можно раньше, пока заросли страстей не укореняться в нашем естестве основательно и навсегда.

Борьба с помыслами Святыми отцами Церкви описывается достаточно просто. Самое сложное, это намерение бороться и упорное, твердое постоянство (трезвение) в противлении им. Преподобный Исаак Сирин советует не отгонять помысл и не соглашаться с ним, «но со тщанием и горячностию сотворить о нем молитву и не умолкать, призывая Господа. Он покажет (тебе), откуда сей помысл» (Азбука духовная Слово 4, стр. 23-24) Игумен же Никон (Воробьев), как и иные отцы Церкви, настаивают на твердом, «с гневом» противлении помыслам, в особенности тем, которые сеют в душу смущение. (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 249)

Дай нам Бог рассудительности, веры и мужества доверять Тебе, а себе не верить. Дай нам Бог решимости усердно просить Тебя просветить ум наш, и Самому жить в нас, думать в нас, и поступать как Сам желаешь, для нашего спасения. Дай нам Бог терпение в послушании и доверии нашим духовникам, сострадающим нам — как матери сострадают своим деткам. Дай нам Бог сокрушение сердечное и покаяние.

Leave a Reply