Заключение на ежедневник зависимого (отрывок)

Заключение на ежедневник зависимого (отрывок)

Обложка Путь к себе
Обложка Путь к себе

Читая Письма валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева), я заметил, как гармонично его высказывания, наполненные простотой и безыскусностью, ложатся на сердце и входят в согласие с тем, что есть у святых отцов, о чем подсказывает рассудительность, жизненный опыт и некая христианская интуиция. Схиигумен Иоанн (Алексеев) живя в 20-м веке, пережив революцию 17-го года, видя все ее последствия, среди которых, конечно же, разгул безбожия и пьянства, опирается в своих письмах не только на святоотеческое Предание, но и на опыт, который содержит и личное переживание алкогольной зависимости, о чем старец упоминает в 34-м письме. По этой причине за основу рассуждений над алкогольной и наркотической зависимостями были взяты именно его письма.

Что необходимо сделать первоначально для исцеления от зависимости? Совсем немного. Надо осознать несколько фундаментальных истин.

Первое – алкоголизм (наркомания) не излечивается и имеет своими корнями инфернальный мiр демонов. Как и любое хроническое заболевание, химическая зависимость остается с человеком до конца жизни, до самой смерти. Никогда не будет такого момента в жизни страдающего зависимостью, когда он сможет начать употреблять алкоголь или наркотики, контролируя тягу и регулируя дозы. И не важно, сколько лет он оставался трезвым. Соответственно, необходимо признать, что алкоголизм или наркомания полностью властвуют над нами. И у нас никогда не будет никаких сил победить свою зависимость, так как за ней стоит не просто наша склонность к употреблению, но могущественная духовная сила – бесы, которые непомерно сильнее всех нас.

Второе – то, что можно назвать верой в личного Бога. Мне искренно жаль тех людей, которые отрицают бытие личностного Бога. В противном случае, ни о какой «помощи свыше» речи быть не может хотя бы в силу того, что безликий абсолют никак не заинтересован в нашем исцелении от зависимости, так как «он» не личность, а безликий, мертвый закон. У безликого, пусть он даже будет самым абсолютным абсолютом, нет к нам ни сострадания, ни сочувствия, ни простой жалости и, конечно, у него нет к нам любви. Только любовь может помочь, и она всегда Личностна. Также неверны никакие разговоры о Боге как о некоей гипотетической высшей силе. Для любого христианина известно, кто у нас находится над головами, в воздухе, нося именование высшей силы, или воздушной силы, — бесы. И, соответственно, если я верю в Бога с большой буквы, я верю в Его благость. А веря в Его благость, я верю в то, что Он подает мне на всякий момент времени все самое лучшее для моего исцеления.

 

Третье – то, что называется навыком жить здесь и сейчас. Именно так, жить здесь и сейчас — это навык, привычка, усваиваемая в течение продолжительного времени опытных духовных тренировок. А тренировки заключаются в добровольном принятии всех происходящих с нами обстоятельствах в данный момент времени, как проявление Его воли благой и спасительной. Противостояние чувственным «качелям», нападениям апатии, подавленности, бессилия, тоски, тревоги, многому-множеству всяких переживаний, которые нередко «накрывают» любого зависимого: это является для нас тем самым духовным, нравственным, интеллектуальным и телесным напряжением, о котором единогласно говорят все христианские святые.

Четвертое – то, что можно назвать контролем «первой рюмки». Каждый зависимый должен знать, что нам хватает одной «ложки» спиртного, чтобы «завестись». И мы не остановимся до тех пор, пока наше сознание не начнет гаснуть. Имея опыт болезни, нам необходимо ясно осознавать, что для нас остановки нет нигде, кроме подзаборья, реанимации или могилы.

Пятое – то, что нашу болезнь и зависимость необходимо принять как дар Божий. Бог ищет себе свидетелей и поклонников среди людей для того, чтобы уверовавшим возможно было обрести свободу и спасение в Вечности. Ведь мы те, кто не по рассказам и теоретическим раскладам знает, что такое зависимость и встреча с пьяным бесом, но на собственном опыте претерпевал погружение в преисподнюю болезни. Памятуя о том, какие неимоверные волевые усилия мы прилагали для достижения состояния беспамятства, Бог выбрал нас для свидетельства о Его благости и любви. У любого алкоголика и наркомана сила воли такова, что и десяток трезвенников не сможет пережить того, что переживает один зависимый. Именно об этой силе воле свидетельствуют наши походы за «снотворным», когда мы, претерпевая боль, расслабленность, нарушение работы вестибулярного аппарата, непослушные руки и ноги двигались в сторону заветного «ларька».

Leave a Reply