Три фундаментальных принципа в реабилитации зависимых от ПАВ

Три фундаментальных принципа в реабилитации зависимых от ПАВ

Даниил (Плотников)
Иди за мной
Даниил (Плотников)
Иди за мной

Три фундаментальных принципа в реабилитации зависимых от ПАВ

Понятия с кратким разъяснением.

  1. Принцип: «Алкоголик помогает алкоголику»;
  2. Принцип: «Бог Евангелия»;
  3. Принцип: «Помогающий специалист».

В некоторых реабилитационных центрах «для алкоголиков и наркоманов», как метод по исцелению нарко- и алко-зависимых, используется «12-шаговая» программа реабилитации. В основном, это «миннесотская модель[1]».

В связи с тем, что мне лично пришлось ознакомиться с несколькими методами ведения реабилитации, и даже поучаствовать в них, по одному из этих методов имею необходимость высказаться. Причина в том, что некоторые методы не ведут к реальному выздоровлению пациентов, но лишь к их отвлечению от своих нерешаемых естественным путем трудностей с алкоголем и наркотиками.

Среди независимых специалистов (не страдающих ярко выраженными алкогольной или наркотической зависимостями), работающих в некоторых реабилитационных центрах для «больных алкоголизмом и наркоманией» бытует мнение, что, взяв за основу «12-шаговую» программу реабилитации, ее механически легко можно приложить к делу по исцелению зависимых от ПАВ пациентов. Сразу же необходимо сказать, что это действительно так. Но это только касательно «механики».

Хорошо это, или плохо, но «12-шаговая» программа, не имеет четких идеологических, нравственных, религиозных, духовных ориентиров и границ, что делает ее очень гибкой в приложении к не только реабилитации зависимых, но и дает возможность использовать ее как инструмент по организации сект, закрытых деструктивных культов, коммерческих культов и «финансовых пирамид».

И самое главное. «12-шаговая» программа, при взгляде «со стороны», говорит о трезвости «ради трезвости», что является, возможно, ее самым слабым местом.

Все приведенные тезисы, естественно, критичны и само-собой могут вызвать полемику.

Кратко о «Принципах».

  1. «Алкоголик помогает алкоголику»

Как известно, основателями и идейными тружениками по разработке и продвижению «12-шаговой» программы считаются Билл Уилсон и доктор Боб Смит.[2]

Они оба, и Боб и Уилл были «законченными» алкоголиками, о чем сами достаточно однозначно высказываются в «Большой книге» Анонимные алкоголики[3]. По признанию Билла Уилсона, помощь алкоголику может оказать только выздоравливающий алкоголик[4]. Это одно из условий выздоровления: только тот, кто сам когда-то опускался на «дно ада» и с Божьей помощью выбравшийся оттуда, может помочь тому, кто в этот «ад» постепенно проваливается, но искренно желает обрести трезвость. Независимые специалисты — не алкоголики и не наркоманы, бессильны дать зависимому свободу от своей болезни. Подобное делание вне человеческих сил и способностей[5].

Соответственно, курс реабилитации должны определять не специалисты, оперирующие суммой неких теоретизмов, и прилагающих их как панацею трезвости, но выздоравливающие зависимые, основывающиеся в своей трезвости не только на некоторую сумму теоретических знаний, но и лично – опытно пережившие алкогольную и (или) наркотическую «смерть». Именно таковых именуют в РЦ консультантами. Они, а не специалисты должны определять курс реабилитации.

  1. «Бог Евангелия»

Билл Уилсон и Боб Смит американцы, проживавшие в США, изначально христианской стране и выросшие в культуре Протестантизма[6]. Протестантизм исповедует пять главных вероучительных тезисов[7]:

  1. Sola Scriptura – «Только Писание»;
  2. Sola fide – «Только верой»;
  3. Sola gratia – «Только благодатью»;
  4. Solus Christus – «Только Христос»;
  5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава».

Бесспорно, и не подвергается сомнению мировоззрение Боба и Уилла неоднократно упоминающих о церкви. Оно протестантское. И, соответственно, в основу разработанного ими «12-шагового» проекта заложены те самые вероучительные тезисы, которые они усвоили как собственное христианское мировоззрение. Об этом очень ярко говорит сам Билл Уилсон, когда он пережил некий духовный опыт в Уинчестерском соборе[8] во время войны в Англии, а после того еще раз[9], когда он фактически запивался насмерть у себя дома.

Ни о каком Боге «как я его понимаю» в 12-шаговой программе речи нет! В «12-шаговой» программе нет речи о «думающих табуретках» и «мыслящих шкафах», как возможности выбрать себе «удобную» модель Бога «как я его понимаю». Билл Уилсон, свидетельствуя о своем опыте обретения трезвости, всего навсего, описывает разочарование в протестантских тезисах, замешанных на мыслях о «религиозных войнах» развязанных протестантами и католиками, «процессах над ведьмами» в Католичестве, и «крючкотворствах религиозных споров» начатыми католическим монахом-богословом Мартином Лютером[10]. При этом он заявляет о том, что Христос для него является «великим человеком», и что «Его моральное учение казалось мне самым совершенным[11]». Разговор о Боге, «как я Его понимаю», это разговор о Христе, вне рамок Протестантизма и Католичества как Западных вероисповеданий. Билл, говоря о «выработке своего представления о Боге[12]», свидетельствует об этом как начале богопознания: ступени к принятию Истинного Бога как Любящего Творца, Создателя, Спасителя, способного Самому изменить жизнь зависимого и дать ему исцеление и, что важно, все это вне богословских концепций Протестантизма и Католичества. «Бог как я Его понимаю» — это отречение от Католичества и его законнорожденного дитя Протестантизма. Вот так: «Обрести Истину через отказ от нее».

Бог «12-шаговой» программы – это Бог Личность, Творец, Создатель, Сила, Любовь[13], любящий и милующий, способный и желающий дать трезвость тем, кто у Него просит, «просто и без упрека[14]». В «12-шаговой» программе не идет речь о пантеизме, или политеизме, или магизме. Нельзя забывать, что Билл и Боб – христиане, пусть и протестантского толка. Но то и более радует, и обнадеживает, что тот же Билл не скрывает своего разочарования в Протестантизме, хотя и прибегает к его помощи. За Евангельский монотеизм «12-шаговой» программы говорит свидетельство самого доктора Боба в его «Кошмаре доктора Боба[15]» на 171 странице: «… Отец ваш небесный да не покинет вас никогда!». Можно ли «мыслящую доску», или «думающий комод» назвать «Отцом небесным»? При этом, то, что в Большой книге делается некий акцент на понимании Бога «по своему усмотрению», с неким «оправданием[16]» такого подхода, это, все же, является именно ступенькой[17] (не целью) на пути духовного роста. Когда возникает вопрос о том, по какой причине нельзя было высказаться более конкретно по идее Личностного Бога Евангелия, вместо того, чтобы заниматься философствованием, то ответ прост: надо понимать протестантский менталитет американца, желающего адаптировать Истину к исключительно земным потребностям.

  1. «Помогающий специалист»

О привлечении специалистов к реабилитации зависимых от ПАВ в «Большой книге» АА говорится достаточно ясно[18]. Один из видных специалистов-наркологов своего времени, доктор медицинских наук Уильям Д. Силкуорт, признавался в ограниченности «синтетического знания» медиков, при всех самых современных научных методах, и неспособности практически применить какой-либо из методов «моральной психологии». Ему принадлежат слова[19], долженствующие дать понимание того, какое место в реабилитации должны занимать специалисты, в особенности психологи, взявшие на себя неподъёмный человеческими силами груз исцеления зависимых.

 

В заключение

Весьма грустно выглядит ситуация, при которой алкоголику помогает не алкоголик, а привлеченный специалист и курс реабилитации проводит не выздоравливающий зависимый с достаточным сроком трезвости, то есть практик, но теоретик-специалист-медик-психолог-нарколог-психиатр, пусть и обладающий искренним желанием помочь, но не имеющий достаточного опыта личного выздоровления от зависимости, и, что естественно, совершенно не знающий природы зависимости от алкоголя или наркотиков.

К сожалению, приходиться констатировать предвзятость, невежество, цинизм и без-авторитетность иных специалистов от медицины в отношении методики реабилитации по «12-шагам». На лицо нежелание признавать Бога как разумную Личность, обладающую абсолютной свободой воли и могуществом. Светскому специалисту гораздо проще рассуждать о «думающей табуретке», чем о Всевышнем. Причина проста: табуретку можно препарировать и подчинить себе в то время, как Всемогущего Бога нельзя подвергнуть инквизиции (inquisitio – лат. исследование). Светскому специалисту гораздо проще оперировать тем, что он может подчинить себе, и использовать исключительно в рамках собственного представления об истине, «как он сам ее понимает». Но Бог не объект, Он вполне Самостоятельный и абсолютно Независимый Субъект. Бог участвует в реабилитации зависимого не как «привлечённый специалист», но как исключительно центральная Персона, Личность всей реабилитации. Именно Он, Бог исцеляет в человеке то, что силами человека совершенно неисцелимо.

Оттого иные РЦ (реабилитационные центры) больше выполняют функции ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев), или санаториев, или курортов, или домов отдыха – где человек может на время переключиться, забыв о своих прежних проблемах. Но подлинное исцеление происходит только тогда, когда в реабилитации участвует Творец как живая Личность, обладающая Волей и Могуществом, помогая человеку сделать то, что на древнем языке звучит как «μετάνοια» (покаяние – греч. поворот ума).

По этой причине, хотелось бы закончить данный краткий комментарий к трем основным принципам проведения реабилитации выдержкой из «Большой книги» Анонимные алкоголики: «Мы находим, что духовная сторона Программы не должна вызывать трудностей. Желание, честность и непредубежденность — основные качества, необходимые для выздоровления. И они незаменимы.

Также хочу напомнить светским специалистом следующее утверждение которое они обязаны знать в силу своей образованности: “Существует принцип, встающий преградой на пути любой информации, являющийся защитой от любых аргументов, неустанно поддерживающий в человеке вековечное невежество. Этот принцип — заведомое пренебрежение, предшествующее познанию[20]».

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР

 

[1] Так называемая Миннесотская модель лечения была создана в конце 40-х годов. Эта модель явилась попыткой объединить духовные принципы работы групп АА с достижениями психологии, психиатрии, социологии и других наук. http://stsv.org/minnesotskaya-model.html

 

[2] американский брокер Билл Уилсон и член «Оксфордской группы» доктор Боб Смит основали Сообщество анонимных алкоголиков в Акроне, штат Огайо. http://aa33.umi.ru/bill_uilson/

 

[3] «Моё пьянство принимало угрожающие размеры, часто продолжаясь и днём и ночью. Уговоры моих старых друзей заканчивались ссорами, одиночество усугублялось. В нашей роскошной квартире происходили тяжёлые сцены. Правда, настоящих измен с моей стороны не было, потому что я был предан жене и, к тому же, слишком много пил, чтобы предаваться разврату». АА, 2015, 4-издание, с. 3. «Его звонок в церковь привел его к одному жителю этого города, который когда-то был способным и уважаемым человеком, а сейчас докатился до самого дна в своем безудержном пьянстве. Ситуация была типичной — семья почти развалилась, жена больна, дети в полной растерянности, счета неоплачены, репутация погублена. У него было отчаянное желание прекратить пить, но он не видел выхода, потому что уже перепробовал множество путей. Осознавая с горечью, что он в чем-то ненормален, он не понимал в полной мере, что это значит — быть алкоголиком». АА, 2015, 4-издание, с. 151. «Гораздо более важное значение имел тот факт, что я встретился с первым человеком, знавшим по личному опыту то, что он говорил об алкоголизме. Иными словами, он говорил на моем языке. Он знал все ответы, и, конечно же, он знал их не из книг». АА, 2015, 4-издание, с. 170.

 

[4] «Но мой друг сидел передо мной и открыто признавал, что Бог сделал для него то, что он не в состоянии был сделать для себя сам. Его человеческая воля не выдержала. Врачи признали его неизлечимым. Общество было готово запереть его в четырех стенах закрытой лечебницы. Как и я, он считал себя конченым человеком. А потом он восстал из мертвых и начал жить жизнью более интересной и осмысленной, чем когда-либо раньше!» АА, 2015, 4-издание, с. 11.

 

[5] «Вскоре я снова вернулся в больницу. Моей измученной и отчаявшейся жене сказали, что все закончится тем, что откажет сердце во время белой горячки или что у меня разовьется водянка головного мозга примерно через год. Скоро ей придется либо похоронить меня, либо сдать в сумасшедший дом». АА, 2015, 4-издание, с. 7. «Если доктор честен перед собой, то, сталкиваясь с такой проблемой, он должен иногда чувствовать свою профессиональную неполноценность. И хотя он отдает все, что имеет, часто этого оказывается недостаточно». АА, 4-издание, Мнение доктора, XXIX, Уильям Д. Силкуорт, доктор медицинских наук.

 

[6] В США нет явно доминирующей религии. Можно лишь говорить о том, что большинство граждан (78,4%) считают себя христианами (точнее связывают себя с одним из направлений христианства). http://www.americancities.ru/articles/usa_religion/

 

[7] «Протестантизм весьма неоднороден и включает в себя тысячи направлений. В целом он пока ещё разделяет общехристианские догматические представления о Троическом Единосущии, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении), о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), Страшном Суде и т. д. Вместе с тем, протестантизм пересматривает учение о Церкви, в чем и состоит его основное отличие от Православия и католичества. Протестантизм частично или полностью отрицает церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на котором строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества». https://azbyka.ru/protestantizm

 

[8] «Мы высадились в Англии. Я побывал в Уинчестерском соборе. Взволнованный, я бродил вокруг. Моё внимание привлек один нескладный стишок на старом надгробии:

 

Здесь лежит гренадёр из Хемпшира,

Который встретил свою смерть,

Потягивая холодное пивко.

Хорошего солдата никогда не забудут,

Неважно чем он был сражён –

Мушкетной пулей или кружкой.

 

Зловещее предупреждение, которое я полностью проигнорировал». АА, 2015, 4-издание, с. 1.

 

[9] «Я был сражен. Похоже было, что религиозные люди правы. Что-то сработало в человеческом сердце и свершило немыслимое. Я пересматривал свои взгляды на чудеса. Неважно, что было в затхлом прошлом. Чудо сидело у меня за кухонным столом. Оно принесло мне благие вести». АА, 2015, 4-издание, с. 11.

 

[10] «Лютер Мартин – великий германский реформатор, род. 10 ноября 1483 г. в Эйслебене, в Саксонии. Отец его был простым рудокопом, и Мартин получил суровое воспитание. Он учился в мансфельдской школе, куда переехала вся семья, затем у монахов в Магдебурге и в латинской школе в Эйзенахе. Пропитание он себе добывал пением благочестивых стихов перед окнами обывателей. В 1501 г. Лютер поступил в эрфуртский университет, где по желанию отца готовился к юридической карьере, но его самаго влекло больше к классикам и богословию. В 1505 г. он вступил в августинский монастырь в Эрфурт и отдался всем лишением и истязанием, чтобы избавиться от своей греховности. В 1507 г. занял церковную кафедру в виттенбергском университете. На публичную защиту своего учение о спасении Лютер был вызван продажей в Германии индульгенций, по поручению папы Льва X. С этих пор он выступал публично против католицизма и проводил свое учение. Сочинение Лютера издавались с 1539 г. много раз». https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/polnyj-pravoslavnyj-bogoslovsko-entsiklopedicheskij-slovar/1161 Источник: ISBN: 5877440055. Издательство: Концерн «Возрождение» Год издания: 1992

 

[11] «В Христе я видел великого человека, чьи последователи не слишком тщательно следовали по его стопам. Его моральное учение казалось мне самым совершенным. Что касается меня, то я принял те части его учения, которые нравились мне и были не очень сложными, остальное я просто игнорировал». АА, 2015, 4-издание, с. 10.

 

[12] «Мой друг предложил нечто, что показалось мне в тот момент необычным. Он сказал: “Почему бы тебе не выработать свое собственное представление о Боге?”». АА, 2015, 4-издание, с. 12.

 

[13] «Этот человек рассказывает далее, как он сполз с кровати на колени. Через несколько мгновений ощущение Божьего Присутствия переполнило его. Оно пронзило его и переполнило душу с неотвратимостью и мощью половодья. Все преграды, которые он строил годами, были снесены. Он оказался лицом к лицу с Безмерной Силой и Любовью. С моста он ступил на берег. Впервые в жизни он был вместе с Создателем, вполне сознавая это». АА, 2015, 4-издание, с. 55.

 

[14] «А́ще же ктó от­ вáсъ лишéнъ éсть премýдрости, да прóситъ от­ даю́щаго Бóга всѣ́мъ нелицепрiéмнѣ и не поношáющаго, и дáст­ся емý». Иак. 1:5.

 

[15] «Если вы думаете, что вы являетесь атеистом, агностиком, скептиком или обладаете какой-либо иной формой интеллектуальной гордыни, мешающей вам принять то, что написано в этой книге, мне вас жаль. Если вы по-прежнему думаете, что у вас хватит сил выиграть схватку в одиночку, что ж, это ваше дело. Но если вы на самом деле поастоящему хотите бросить пить раз и навсегда и искренне чувствуете, что нуждаетесь в помощи, мы знаем, что способны предложить решение ваших проблем. Оно действительно поможет, если, следуя нашим советам, вы проявите хотя бы половину того усердия, которое вы демонстрировали, стараясь раздобыть еще чего-нибудь выпить.

Отец ваш небесный да не покинет вас никогда!». АА, 2015, 4-издание, с. 171-172.

 

[16] «Поэтому, когда мы с вами говорим о Боге, мы имеем в виду ваше личное представление о Нем». АА, 2015, 4-издание, с. 45.

 

[17] «В первое время это все, что нам нужно для начала духовного роста, для установления наших первых сознательных контактов с Богом, как мы понимаем Его». АА, 2015, 4-издание, с. 46.

 

[18] «Но из этого не следует, что мы не принимаем обычных мер для сохранения здоровья. Бог дал нам множество хороших докторов разных специальностей, психиатров, умелых практиков. Без колебаний обращайтесь к этим людям, если у вас возникают проблемы со здоровьем. Большинство из них делают все, что в их силах, чтобы люди были здоровы физически и психически. Помните, что, хотя Бог творит с нами чудеса, мы не должны преуменьшать заслуг врачей и психиатров. Их заслуги в лечении новичков и в поддержании их здоровья на последующих стадиях часто неоценимы». АА, 2015, 4-издание, с. 129.

 

[19] «Если доктор честен перед собой, то, сталкиваясь с такой проблемой, он должен иногда чувствовать свою профессиональную неполноценность. И хотя он отдает все, что имеет, часто этого оказывается недостаточно. Чувствуется, что иногда требуется нечто превосходящее человеческие силы, чтобы вызвать это коренное изменение в психике. Но, несмотря на то, что общее число вылеченных психиатрами значительно, мы, врачи, должны признать, что нам не так уж много удалось сделать по отношению к проблеме в целом. Многие типы больных не поддаются обычному психологическому подходу». АА, 2015, 4-издание, с. XXVIII.

[20] Анонимные алкоголики, 2015, 4-издание, с. 182.

Leave a Reply