Тихая радость в немощи

Тихая радость в немощи

Даниил (Плотников)
Иди за мной
Даниил (Плотников)
Иди за мной
Каруля
Пещеры на обрывистых склонах г. Афон

«Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10) — красивые, но до какого-то времени непонятные для нашего сердца слова святого Апостола. Когда-то услышанная фраза из Священного Писания, возможно, впечатлившая ум своей непостижимо — противоречивой высотой, но не тронувшая в глубине души того, что поможет осознать ее практическую силу и истину.

Пока молодо и сильно, пока мощно и «горячно», пока превалирует телесно — душевное над духовным, можно ли оценить практическую приложимость к обыденной жизни сказанного когда-то, пусть и Святым божьим человеком? Можно ли рассуждать о том, что еще не легло на сердце, но пока еще только почивает как некая сумма «бесполезных знаний» в человеческом уме? Что об этом высказывании думают Святые отцы — несложно узнать, когда под рукой интернет, книга или духовно опытный собеседник. Но если на достаточно противоречивые слова отзывается только ум, а сердце молчит, как приподняться до уровня восприятия этих удивительных слов? Благо, Церковь — как сокровищница Благодати дает возможность приблизиться к пониманию христианских истин. Одним из таких средств является Великий пост.

Время Поста, и в особенности Великого — время стяжания тихой радости в добровольной телесной немощи. Великий Пост — время, когда «возница — душа» может несколько притормозить пыл «ослика — тела». Ведь, пока мы несемся в суетных делах к финалу своей жизни, подпрыгивая на ухабах судьбы, мы не можем сконцентрироваться на очень важных для нас вещах. Переживая непрестанную тряску наша душа, восседая на нашем теле, на котором она должна ехать в Рай, неспособна прислушаться к той тишине, в которой единственно и открывается Бог — Творец. Постоянно отвлекаясь на мельтешащие мимо нас мирские картинки, никак не удается сконцентрироваться на главных образах нашей жизни. Первым из них, конечно, является пребывающий в нас образ Божий.

Да, в течение жизни не всегда удается воплотить в себе подобие Божие, как-то приблизиться к божественной Благодати, к Святости Бога. Но, что совершенно точно есть в каждом из нас, это Его образ. Наши способности видеть, слышать, чувствовать, осознавать, усваивать, оценивать — все это дано нам от Бога как залог нашего возрастания в святости, и приближении к своему Создателю, в уподоблении Ему. Но, как услышать тихий Голос Всемогущего Бога, Который пытается обратиться к нам?

Наверняка, всем нам известно, что в болезни наш ум посещают совсем не те мысли, которые кружатся в нашем сознании пока мы бодры и здравы. И это не те мысли, которые ввергают нас в тоску, уныние, безысходность, парализуя нашу волю, нашу душу. От тех мыслей необходимо максимально отстраняться, не допуская им овладеть нашим умом и чувствами. Но есть и другие мысли — тихие, благодатные, наводящие нас на размышления и рассуждение о предметах, возможно, до сих пор не вполне нами оцененными, и незаслуженно отброшенными на задворки нашего быта. Что может быть более естественным для человека пребывающего в болезненной немощи, как мысли о вечности, о жизни, о смерти, о святости, доброте и счастье? Разве занимают ум человека, переживающего упадок здоровья и сил, мысли о том, что касается вопросов повседневной суеты более, нежели вопросы о том, «а что будет после»? Конечно, если не говорить о совсем тяжелых случаях глубокого духовного повреждения, когда человек даже в предсмертной агонии будет хвататься за жизнь ради богатства, власти и славы. Что может быть более благодатным для размышлений о своем духовном состоянии как ни немощь человеческая?

И вот, чтобы предварить неизбежную жизненную катастрофу для человека, забывшего о своем предназначении возрастать в Боге и пребывать в Нем, Святая Церковь подает ему время для того, чтобы он сделал небольшую остановку, успокоил своего «ослика», и дал передышку «вознице».

Великий Пост — это время добровольной немощи. Время, когда человеку дается возможность в гармонии с природой облегчить свое тело от насилия мясной, молочной (скоромной) пищи, от лакомства и объедения. Время освобождения своего ума от насилия внешних развлечений и суеты. Время, когда можно облегчить свою душу от засилья впечатлений, переживаний, чувствований и всего прочего, что расстраивает внутренний душевный мир.

Во время Поста тело и душа, как бы, истончаются, и сквозь них начинают более ясно проступать очертания человека как образа и подобия Божия. Если человек несет Пост не как вынужденное и невыносимое бремя, то телесная немощь в Посте не становиться для него поводом к «голодному озлоблению», головокружению, потерей ценных витаминов, слабостью и прочим негативным проявлениям «мирских диет». Великий Пост всегда должен соблюдаться в соработничестве с Богом, с Его Церковью, которая подает человеку пройти Великий Пост во всей его полноте, а не только в области воздержания от «молока и мяса». Великий Пост, помимо воздержания душевного и телесного, подает постящемуся величайшее утешение в приобщении Тела и Крови Христа-Бога, подаваемым во время Литургии Преждеосвященных Даров в течение недели, или на Литургии Василия Великого в воскресные и субботние дни.

Добровольное ограничение самого себя, во время Великого Поста, освобождает и тело, а вслед за ним и душу, от «излишков» энергии которая, если рассудить спокойно и основательно, не нужна нам в том объеме, в котором мы хотим получать ее от мясной пищи, и обилия душевных развлечений. Человек может довольствоваться малым, и примером для этого является двухтысячелетний святоотеческий опыт Церкви, давший нам удивительных подвижников благочестия, аскетов, духовных тружеников. Излишки же телесной силы нам нужны, в большей степени, как повод к развлечению, потворству плоти — тому «ослику», на котором душа едет в Рай. А если наш «ослик» становится перекормленным и пресыщенным, то он не замедлит превратиться в бешеного осла, разжигаемого позорной похотью.

К  деланию Великого Поста необходимо приступить разумно и без ревности не по разуму. Обязательно нужно согласовать свои действия в течение Поста, режим самоограничения с духовно опытным человеком — наставником, способным дать рассудительный, простой и понятный ответ. Духовный советник, духовник оказывающий поддержку, необходим для сохранения себя в течение Великого Поста в рамках соблюдения церковных канонов — чтобы не уклониться в какое-либо душевредное заблуждение, коим может стать несение трудов Великого Поста без благословения Церкви, самочинно и своевольно.

И, конечно, необходимо помнить, что Великий Пост — всего лишь одно из средств на пути к стяжанию самой главной добродетели — смирения, которое открывает путь к Богопознанию.

Leave a Reply