Archive for Август 2017

Хочу жить (317 день)

Сапог
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
317 «Преп. Исаак Сирин не советует обременять себя вычитыванием количеством стихословий и быть рабом у правила» (ПВС письмо 88 5.08.1954 г.)

Пребывая в заблуждении, обманываясь своими чувствами, помыслами, мы искажали свою веру так, как нам диктовал пьяный бес со всей своей человеконенавистнической сворой. Молитва для нас была похожа на заклинание, с помощью которого мы пытались заглушить в себе негативные чувства. Не бывало ли так, что мы испытывали ущербность и тоску от того, что подозревали причины наших срывов и падений в том, что не в достаточном количестве вычитывали молитвенные правила, акафисты и каноны, исполняя букву Закона убивая его Дух?

Теперь мы понимаем, что Бог не требует от нас «вычитываний», но желает, чтобы мы молитвенно обращались к Нему. Теперь нам известно, что наша молитва к Богу совершается не только тогда, когда мы держим в руках молитвослов, но и тогда, когда мы вспоминаем о Боге, ведем братское общение с едиными по духу, благодушно терпим оскорбления, обиды, клевету, ненависть и прочую неправду в свой адрес.

Боже, научи нас молиться.

Хочу жить (316 день)

Дамба Ягры
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
316 «Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно и мы немощные; одних наших сил не хватит – должны просить помощи у Бога, чтобы Он по милосердию своему помог нам, грешным» (ПВС письмо 88 5.08.1954 г.)

Отчего мы испытывали тоску, отчаяние и безысходность, от того ли, что в нашей жизни было то, что мы не могли преодолеть и терпели поражение? Если поражения были, то почему мы до сих пор живы? Наша самонадеянность, неумение наблюдать за своими мыслями и чувствами, не позволяли нам всецело положиться на Бога, и доверить Ему свою судьбу не отчасти, но во всей ее полноте.

Теперь нам известно, что наше бессилие справиться с чем-либо – вполне естественно, и не повод к панике и самобичеванию. Теперь мы знаем, что, отгоняя с гневом и презрением бесовские помысли тревоги, беспокойства, неприятного волнения и прочих смущений, мы в благодушии можем просить и просим Бога о заступничестве и помощи. Теперь мы верим Богу и доверяем Ему нашу жизнь вне зависимости от того, что нам думается и кажется.

Боже, отними от нас страх и малодушие, и посели в наши сердца мир и покой.

Хочу жить (315 день)

Лопухи
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
315 «Однако знайте, что всякое доброе дело – разговор духовный, чтение душеспастительных книг, потерпеть обиду и т.д. – относится к молитве» (ПВС письмо 87 4.08.1954 г.)

Много мы потерпели вреда от неопытных наставников. Специфичность нашего заболевания в том, что, с одной стороны, оно является предметом насмешек и осуждения, с другой, вызывает недоумение у независимых от нашей неспособности ей противостоять. Немало среди нас тех, кто слышал в свой адрес: «Ну, когда же ты прекратишь…?», «Сколько можно, почему другие могут быть трезвыми, а ты нет…?» и так далее. Не обладая навыком наблюдения за своими чувствами, легко им поддаваясь, мы, переживая смущение и боль, вместе с окружающими погружались в отчаяние и недоумение о том, по какой-же причине мы, действительно, не можем бросить пить, или колоться. Возможно, точно также, те, кто нас обучал молитве, ничего об этом не знал, как не знал и то, что из себя представляет наша зависимость, и какова ее природа.

Теперь мы знаем, что у нас нет обязанности доверять всему, чему нас пытаются научить, вразумить, и поставить на путь истинный те, кто не владеет правдивыми знаниями о нашей болезни, и не имеет опыта погружения в ад зависимости. Теперь мы осознаем, что наша болезнь – не наказание и не месть за что-либо, но дар Божий, нацеленный на обретение опыта помощи нуждающимся, таким же как мы страждущим, и желающим получить исцеление. Теперь мы верим, что Бог открывает нам правду о духовном возрастании через правильное понимание молитвы, которая не сводится к чтению заученных текстов, но к живому памятованию Живого Бога в своем сердце.

Боже, научи нас молиться.

Хочу жить (314 день)

Ягры волнорез
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
314 «Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает» (ПВС письмо 87 4.08.1954 г.)

Не зная содержание и смысл духовного совершенствования, мы, в совете с демоном нашей болезни, фантазировали себе свой собственный образ. Немало в этом нам помогала гордыня, проявляющаяся в нас отрицанием всякого положительного духовного совета со стороны от тех, кого мы считали недостойным нашей персоны советчиком. Входя в противоречие с истинной, мы вполне закономерно приходили к разочарованию в своем духовном возрастании, и совершенно естественно для себя «заливали» и «закалывали» свои скорби.

Теперь мы понимаем, что переживание своего несовершенства и недостаточности при наших посильных стараниях – вполне естественны, и является для нас гарантией в том, что мы находимся на верном пути. Теперь мы знаем, что духовное возрастание начинает проявляться в нас сообразно тому, в каком количестве и какой степени мы увидим в себе клокочущие в нас страсти, питаемые чувствами, ощущениями и переживаниями, приходящими к нам со смущением, и стремящимися проникнуть в наше сердце. Теперь мы верим, что нам не нужно беспокоиться в суждении о себе, потому-как Бога нам Судья – нашей задачей остается сохранение трезвости на один день, сегодня, воздержание от первой «рюмки», и исполнением того, что мы должны исполнить, здесь и сейчас.

Боже, научи нас правильной духовной жизни.

Хочу жить (313 день)

Старый волнорез на Яграх
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
313 «Вот, если стоит человек у угла какого-либо здания, пройдут мимо него трое, и каждый подумает по своему устроению…» (ПВС письмо 86 3.08.1954 г.)

Мы маловерные и непостоянные. Мы очень легко теряем почву под ногами, и становимся свидетелями на самих себя и против себя. Примеряя маску просвещенных знатоков, и выдающихся всезнаек, мы, сами того не замечая, позорили себя некими мудрыми и содержательными, как нам казалось, высказываниями о тех или иных личностях и их поступках. Пребывая в видимом трезвении, мы, при этом, вели себя как невменяемые: возомнившими о себе гордецами, выдавая свою лживость болезненной игрой в святость, в которую сами же и не верили.

Теперь мы знаем, что всякое наше суждение, по любому предмету, всегда будет отравлено ядом зависимости, только если мы в смирении и покорности не попросим Бога защитить нас от бесовских прилогов, и открыть нам ум к разумению Его воли. Теперь мы верим, что Бог, по родству духа, Сам будет освящать наши ум и сердце, изгоняя из него все, что нас смущает, и поселяя в него внутренний мир и тишину.

Боже, освяти наш ум и просвети наше сердце.

Хочу жить (312 день)

Лилия
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
312 «Кто как настроен, тот так и о других и заключает, ибо кривое око на всех криво глядит» (ПВС письмо 86 3.08.1954 г.)

Принимая на себя вид фальшивой кротости и притворного смирения, некоторые из нас, возможно, согревались бесовским помыслом о некоей собственной тайной прозорливости и всеведении. Находясь в грубейшем заблуждении, мы, однако же, погружались в мечтательность о своих способностях предвидеть и предчувствовать. Не было ли так, что мы, по одному только взгляду, или слуху, составляли о человеке его психологический портрет, с точными характеристиками кто он есть на самом деле, в котором, как нам казалось, отражалась вся его сущность, но на самом деле, всего-навсего, проецировали на него собственный пораженный зависимостью внутренний мир?

Теперь нам известно, что нам нет необходимости оценивать, анализировать и давать развернутое заключение о ком-либо, кто, как иногда кажется, ведет себя недостойно своего звания. Теперь мы верим, что нам не нужно ни о ком судить также, как нам не нужно судить о самих себе, ибо всем судья — Бог.

Боже, дай нам око ясное и сердце чистое.

Хочу жить (311 день)

Яда
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
311 «Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете, чего себе не хочешь, того и людям не делай» (ПВС письмо 86 3.08.1954 г.)

Мы, в порыве ложной ревности о благочестии, по своей неразумности доходили до откровенной вражды, осуждения и даже ругани с теми, кто, как нам казалось, нарушал то самое благочестие, о сохранении которого мы заботились. Не было ли так, что если нам приходилось видеть чье-либо недостойное поведение, мы нисколько не сомневаясь выносили ему приговор, записывая такового в разряд блудников, пьяниц, воров, лентяев и негодяев на котором «пробы ставить негде»? Не замечал ли кто-нибудь из нас показательный эффект, что, практически всегда, когда мы кого-то праведно поносили за недостоинство, после мы совершали куда-более худшее и позорно-постыдное, в сравнении с тем, что сами даже не видели, но судили по слухам?

Теперь мы понимаем, что наше трезвомыслие напрямую зависит от того, какими глазами мы смотрим на тех, о ком можно говорить, как о явных грешниках. Теперь мы знаем, что желание осудить – точно такой же гнилой помысл, как чувства, приходящие к нам в смущении и боли, и никогда не строится на объективности и правде. Теперь мы верим, что Бог также не помянет наших беззаконий, как и мы воздержимся от соблазна осудить кого-либо, и даст нам здравие и свободу, если и мы будем желать другим самого полезного и лучшего для них.

Боже, отними от нас обиду и раздражение.

Хочу жить (310 день)

Яда Август
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
310 «Но мы так оземленились, что мало обращаем внимания на евангельские заповеди, но очень строго судим за какие-либо обряды» (ПВС письмо 86 3.08.1954 г.)

Можно позавидовать той ревности и вниманию, какое мы являем в наблюдении за четкостью исполнения определений, постановлений и предписаний нашего вероисповедания. Наши внимание и строгость, которые должны обращаться на нас самих, нацеливаются нами на людей внешних, превращая нас в судей всех и вся без должных на то полномочий. Доверяя своим помыслам, и не проявляя рассудительности в отношении собственных чувств и ощущений, мы, сохраняя внешнее благочестие собственной веры, становились противниками Истины, и, нередко, переходили в открытую вражду с Богом.

Теперь мы знаем, что одной из важнейших наших задач является наблюдение за своими помыслами и чувствами. Теперь мы вполне осознаем, что, отслеживая на ранних стадиях проникновения в наше сердце смущений различного рода, мы можем избегнуть опасности потерять внутренний мир с падением в полное душевное расстройство. Теперь мы верим, что важнейшим для нас является не только и не столько исполнение внешних предписаний нашей веры, сколько приведение нашего внутреннего устроения к осознанию своего бедственного положения, внимательному наблюдению за своими чувствами и переживаниями, и необходимости усердно обращаться к Богу с просьбой об исцелении.

Боже, научи нас отличать главное от второстепенного.

Хочу жить (309 день)

Яда ночь
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
309 «А мы, грешные, иногда говорим от невнимательной нашей жизни, что «я очень грешный, даже и на свете нет такого человека, как я». Но это только пустословие и одни голые слова» (ПВС письмо 85 21.07.1954 г.)

Ложь, которой болеют все живущие на земле люди, в нас самих, посредством зависимости, приобретает акцентированный, обостренный вид, отравляя в нас и мысли, и слова, и дела. Еще хуже нам от того, если мы не знаем, что ложь, это не только страсть, которая действует, как бы, самостоятельно мимо нашей воли, но и привычка, которую мы усвоили себе за многие годы жизни по законам зависимости и болезни.

Теперь мы знаем, что честность, открытость, и доверие в рассудительном общении с окружающими нас людьми, без поиска подвохов и подозрительности, отсекает в нас питание нашей лжи, которая не может прогрессировать и возрастать, если мы придерживаемся важнейших для нашего выздоровления правил общения. Теперь мы осознаем, что нам не нужно пытаться доказать окружающим и самим себе свою греховность «хуже, чем у других», но достаточно с ровным сердцем и мирным настроем воспринимать все, что так или иначе отягощает нас своей обременяющей очевидностью. Теперь мы верим, что Бог подает нам здравие не за самовольное самоуничижение, но за благодушное принятие радостного и скорбного в равной степени.

Боже, научи нас ровно принимать и радость, и скорбь.

Хочу жить (308 день)

Яда слияние
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
308 «Грех все еще хитрит; бывают даже у них (святых) помыслы нечистые и скотские» (ПВС письмо 85 21.07.1954 г.)

При стороннем взгляде на нашу жизнь остается только удивляться и недоумевать о том, как ревностно и преданно мы служим тому, кого ненавидим всем своим естеством. Пьяный бес, овладевший нашим сердцем вместо Бога, при нашем бессилии и добровольном согласии, постепенно, уподобил нас самому себе. Возможно, любому из нас знакомо то фальшивое, неискреннее, притворное переживание так называемого покаяния, когда мы вынуждены были признаваться в своих срывах перед родственниками, друзьями, коллегами или начальством. Сколько было фальши и лжи в этих наших самоукорениях, которые исходили из того самого, отравленного зависимостью сердца, в котором сидел пьяный демон, и творил вместе с нами печальнейшую комедию: выдавливая некий образ сокрушения и намерения измениться.

Теперь мы понимаем, что посещение нашего ума, сердца и самого тела чувствами, переживаниями и ощущениями, смущающими нас – не повод пускать в свое сердце панику, страх, тревогу и начинать заниматься само-линчеванием. Теперь мы знаем, что именно так, через проникновение в наше сердце смущений начинается наш путь к очередному срыву. Теперь мы верим, что Бог, безо всякого труда может победить в нас то, что нас смущает и тревожит, только если мы старательно и упорно будем противостоять проникновению в наше сердце негативных чувств, с призыванием Имени Бога, и искренней верой в Его помощь.

Боже, дай нам радость, мир, и душевный покой.