Archive for Январь 2017

Хочу жить (140 день)

Домик
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
140 «Белое духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих подвигов; в сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т.е., по заповедям» (ПВС письмо 32 19.2.1948 г.)

Не проявлялась ли наша болезнь в том, что мы как заклинания, оправдывающие нашу зависимость, произносили такие фразы как «мы же не святые», «ну, это же святые», «так, ведь это же Бог», «мы же грешные», «мы же немощные», «мы как святые не можем, у нас заботы…» и прочее подобное? Не привела ли наша зависимость нас самих в такое состояние, что мы искренне верили той лжи, которую нам привил демон, терзающий нас нашей болезнью, и внушающий нам, что мы слабы и бессильны что-либо изменить, и помощи просить не у кого, и поэтому сопротивляться бесполезно, можно срываться и падать дальше и глубже?

Теперь мы понимаем, что наша слабость не оправдывает нашу лень и раболепство перед своей зависимостью, но является началом к смирению под крепкую руку Бога для того, чтобы увидеть Его любовь и силу способную изменить в нас то, что мы сами изменить не можем. Теперь мы понимаем, что наше оправдание собственного нежелания меняться, через отказ от подчинения болезни, и прикрытое фразой «я не способен измениться», или даже «мне поздно меняться» — дьявольская уловка и сеть, в которую мы впали за многие годы тренировки в послушании нашей болезни. Теперь мы верим, что Бог может изменить нас и меняет, только если мы перестанем оправдывать своё бессилие, и смиренно начнём просить Бога о даровании нам благодати, которой Сам Бог готов и желает изменить нас, чтобы вместе с Ним ощутить радость, свободу и познать, в чем сила смирения и кротости.

Боже, дай нам мужество и решимость исполнять Твою волю.

Хочу жить (139 день)

Безволие и подавленность
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
139 «Господь даёт молитву молящемуся» (ПВС письмо 31 13.1.1948 г.)

Не смотря на то, что мы обладаем огромной силой воли, которая обнаруживается в умении найти, отыскать и раздобыть вещество или объект, помогающие нам отнять у себя способность мыслить, мы легко превращаемся в безвольных рабов собственным страхам и тревогам. Приступая к молитве, или попытке исполнить какую-либо добродетель, мы начинаем поглощаться чувствами, и мысленно ужасаться от её неисполнимости и от того, что мы должны будем делать это всю свою оставшуюся жизнь. Наш ум, отравленный зависимостью и болезнью, даже в состоянии трезвомыслия искажает окружающую действительность так, что мы отказываемся и от самого намерения понести какой-либо труд ради Бога.

Теперь нам известно, что нам не нужно настраиваться исполнять что-то всю свою жизнь, так как нам совершенно неизвестно, доживем ли мы до завтра. Теперь мы понимаем, что наше будущее не в наших руках, но в руках любящего Бога, а наша задача — позаботиться об исполнении молитвы, или иной добродетели, исключительно только на этот момент времени, здесь и сейчас. Теперь мы верим, что молитвенное обращение к Богу измеряется не количеством произнесённых слов, а намерением молится с усердием на данный момент времени, без попыток настроиться читать эту молитву несколько часов подряд.

Боже, научи нас молиться.

Хочу жить (138 день)

Сосна
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
138 «Преп. Макарий пишет так: «Труды идут молящимся, а молитва идёт трудящимся» (ПВС письмо 31 13.1.1948 г.)

Крайности – проявление нашей болезни. Если верить в Бога, то надо в короткое время, во что бы то ни стало стать святыми. Если же грешить, то сам дьявол позавидует нашему упорству, целеустремленности и изобретательности в убийстве себя своей зависимостью. Нам неизвестна мера и мы неспособны контролировать свои аппетиты. Не бывало ли так, что если мы принимались за молитву, то оставляли всякие труды, а если брались за труды, то полностью забывали молитву?

Теперь мы знаем, что Богу во всем приятна размеренность, неспешность и порядок. Теперь мы понимаем, что Бог не требует от нас невероятных подвигов молитвы и труда, способных больше навредить и посеять в сердце уныние и ропот. Теперь мы верим, что неспешное и внимательное исполнение послушания ради Бога и ближнего вменяется в молитву также, как молитва за ближнего вменяется в труд за него.

Боже, научи нас с благоговением и вниманием исполнять то, что мы должны делать здесь и сейчас.

Хочу жить (137 день)

Сквозь хвою
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
137 «… Тебя просят помогать в церкви, Бог благословит, потрудись» (ПВС письмо 31 13.1.1948 г.)

Как отреагирует наше сердце на мысль о том, что мы до сих пор ходили в церковь развлекаться? Что мы чувствуем при этом и что переживаем? Есть ли в нашем сердце возмущение и несогласие, или в нем сочувствие и сокрушение? Или в нем отрицание и негодование, а может мы чувствуем согласие и принятие? Знаем ли мы, какие силы стоят за оправданием, а какие за признанием и принятием своей болезни?

Теперь мы понимаем, что наши труды, направленные на безвозмездную, не подразумевающую какой-либо награды помощь, в первую очередь является помощью нам самим. Теперь мы знаем, что, служа ближнему и не требуя ничего взамен, Сам Бог становится нашим Должником и Лично Сам воздаст нам многократно за все наши жертвенные труды. Теперь мы верим, и это предаёт нам сил и поселяет радость в сердце, что Бог, наставляя нас на жертвенное служение ближним подводит нас к тому состоянию блаженства и радости, в котором пребывает Сам, давая всем тепло, свет, пищу и сохраняя человеческую жизнь.

Боже, научи нас быть твёрдыми в вере, и мужественными в постоянстве.

Хочу жить (136 день)

Небо
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
136 «А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели» (ПВС письмо 30 5.1.1948 г.)

Поддаваясь своим чувствам и сослогаясь с ними в своём сердце, мы нередко были уверены в том, что Бог нас наказывает и, даже, как бы мстит нам за наше бессилие и слабость. Находясь в рабстве своих помыслов, всецело им доверяя бывало мы испытывали обиду и злость от того, что Бог забыл нас. Терпя все больше скорбей, и все более разлагаясь и духовно, и нравственно, и даже физически в своей зависимости, немало из нас мнили себе Бога непримиримым и мстительным, жестоким и даже злым, наказывающим нас медленными и мучительными страданиями, заставляя переживать нас тяжелые периоды в нашей болезни.

Теперь нам известно, что любящий Бог никого и никогда не наказывает. Теперь мы осознаём, что как милосердная мать больше бережёт больного ребёнка, чем здорового, так же и наш Творец, более бережно и снисходительно относится к нам, Его заблудшим чадам. Теперь мы понимаем, что во все время нашей болезни с её срывами и синдромами, мы наказывали себя сами и сами себе творили суд с тяжелыми последствиями невыносимых душевных и телесных переживаний. Теперь мы верим, что всякое «суровое наказание», как следствие нашей гордыни, самости и невоздержанности, отойдёт от нас если мы всецело доверимся Богу, и будем стараться исполнять Его волю.

Боже, научи нас творить Твою волю.

p.s.

Это размышление весьма интересное, так как говорит о необходимости «наказания для не стремящихся к добродетели». Важно понять смысл, о чем речь в самом размышлении. «Необходимость наказания» в том и реализуется, что сам зависимый себя наказывает. Не родственники и не люди, не Ангелы и не Бог, и даже не бесы — сам зависимый человек себе вредит.

А, Бог милует…

Хочу жить (135 день)

Ночь Котобус
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
135 «Кто стремится к добродетели и падает, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху…» (ПВС письмо 30 5.1.1948 г.)

Как часто, бывало, мы выносили себе приговор говоря, что неспособны измениться и встать на путь духовного совершенствования? Сколько раз, переживая своё бессилие, опуская безнадежно свои руки, мы вновь становились легкой добычей своей зависимости и впадали в её власть, усиливая своё чувство вины и умножая тоску и уныние? Сколько раз мы дерзко запрещали Богу помочь нам безумными фразами о том, что нет нам спасения, и нет нам исцеления? Не являлось ли это хитрой уловкой демона нашей зависимости, говорящего нам нашими помыслами и внушающему нам отчаяние и хулу на Бога, сея в сердце сомнение о Его всемогуществе?

Теперь мы понимаем, что Бог властен исправить абсолютно все, что нам вредит, при нашем искреннем доверии Его промыслу, который открывается во всех происходящих с нами жизненных обстоятельствах. Теперь мы верим, Бог желает помочь и помогает нам встать на путь духовного совершенствования, только если мы смиримся, перестанем жалеть себя, и будем спокойно и ровно относиться к собственным ошибкам прося Бога о милости и исцелении.

Боже, дай нам мирное устроение и веру.

Хочу жить (134 день)

Лето Август Талаги
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
134 «Преп . Авва Дорофей говорит: «Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьёт, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит» (ПВС письмо 30 5.1.1948 г.)

Обостренное чувство справедливости вместе с болезненным чувством вины поработили наше сердце настолько, что мы по временам становимся непримиримыми борцами за правду и легко впадаем в крайности невоздержанной жизни. Это проявляется в нас в таких карикатурных и уродливых формах, что мы либо «запиваемся до смерти», либо начинаем «таранить Небеса» своей молитвой, делая это и днём и ночью. Мы, зависимые, не умеем выдерживать необходимую меру трезвомыслия. Сколько раз мы давали себе зарок «больше не капли», и сколько раз мы оставляли это, проваливаясь в беспамятство своей болезни? Сколько раз мы вместо покаяния, впадали в саможаление и жалость к себе, понося и ненавидя все и всех, теряя возможность рассудительно и с терпением смириться, приняв себя такими какие мы есть, и прося Бога о помощи и заступничестве?

Теперь нам известно, что Бог не желает, чтобы мы впадали в уныние от осознания своей неспособности справиться с зависимостью, так как это является проявлением нашей гордыни и самости. Теперь мы знаем, что покаяние, это не слезы от переживания своей ущербности и бессилия, а слезы надежды и веры во всесильное и милосердное всепрощение Божие и Его любовь к каждому из нас. Теперь мы верим, что Бог не карает и не наказывает нас за наши ошибки, но даёт нам возможность через падения выработать навык терпения в постоянстве, молитве, вере, надежде и уповании на исцеление от нашей болезни и всех страстей.

Боже, научи нас доверять Твоему промыслу.

Хочу жить (133 день)

Дорога Талаги
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
133 «Еще говорит (преп. Иоанн Лествичник): «Не ужасайся, если и каждый день падаешь; не отступай от пути Божия, но стой мужественно и без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твоё терпение» (ПВС письмо 30 5.1.1948 г.)

Кто как не мы может знать, что такое отчаяние и тоска? Выходя из очередного срыва нам казалось наше состояние настолько безнадежным, что буквально и сама смерть убегает от нас. Потерянность, бессилие, тревога, страх и незащищённость обезвоживали нашу душу, лишая нас возможности взывать к Богу, просить Его помочь нам в нашей скорби. Не бывало ли так, что мы переживали боль от потери остатков веры во всемогущество Бога, и не верили, что нам возможно хоть как-то помочь и облегчить наши страдания?

Теперь мы понимаем, что, признавая своё бессилие, нам требуется время на то, чтобы выработать навык, привычку постоянно обращаться к Богу и просить Его исцелить нашу зависимость. Теперь мы осознаём, что если мы сразу получим просимое, то не сможем по достоинству и с благодарностью оценить этот Божий дар и, как следствие, можем навсегда его потерять, помня истину о том, что то, что легко достаётся, также легко и теряется. Теперь мы понимаем, что Бог легко может исправить нашу жизнь в любое время и дать нам исцеление от любой страсти только тогда, когда Сам этого пожелает по своей любви и милосердию к нам, а не по нашей воле, которая вне Бога всегда приводит нас к бедам и новым срывам.

Боже, научи нас терпению и великодушию.

Хочу жить (132 день)

Вечер
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
132 «… никого не осуждай ни в чем, кого в чем осудишь – сама в эти же грехи впадёшь; иначе и не бывает» (ПВС письмо 29 1947 г.)

Бывало по временам так, что мы испытывали какой-то тревожный восторг от того, что нам удавалось сохранять трезвомыслие. И, при этом, вместо того, чтобы позаботиться о самом для себя главном, мы забывали о своей болезни, и удивительно легко и неосмотрительно начинали осуждать и поносить кого-либо за какие-либо грехи и неправды. Не происходило ли так, что после, «выхаживаясь» и приходя в себя, мы испытывали стыд и вину за то, что сами впали в более худшее и более омерзительное чем тот, кого мы недавно так оживленно и непримиримо поносили?

Теперь нам известно, что наше выздоровление напрямую зависит от нашего мирного и великодушного отношения ко всем, кто нас окружает. Теперь мы понимаем, что, если мы не хотим впадать в какие-либо тяжкие беды и несчастья, которые могут причинить нам душевную, или даже телесную травму, нам надо всячески уклоняться от соблазна осуждать, изобличать или поносить кого-либо вне зависимости от того, грешит он на самом деле или нет.

Боже, дай нам кроткое и смиренное сердце.

Хочу жить (131 день)

Вечер Лес Талаги
ДЕНЬ ЗАПИСЬ
131 «Что себе не желаешь, того и другим не делай – это золотое правило» (ПВС письмо 29 1947 г.)

Если мы не мстили явно, испытывая гнев и негодование, раздражаясь на чьи-то действия, слова, или слыша о ком-то худые слухи, мы всячески поносили этого человека в своём сердце, а иногда делали это и открыто словами и действиями. Наша зависимость привила нам дурную привычку впадать в осуждение настолько легко, насколько мы непростительно-равнодушно не замечаем его проникновение в наше сердце. Желая кому-то наказания, возмездия, пытаясь кого-то обличить и, может быть, наказать, мы сами себе причиняли вред. Неправыми суждениями мы взращивали в своём сердце чувство вины настолько огромное и подавляющее нас, что очень легко после впадали в худшие грехи и переживали более мучительные срывы.

Теперь мы знаем, что наше доброе расположение абсолютно ко всем людям, не взирая на лица, является для нас важнейшей добродетелью, помогающей нам тренироваться в духовном совершенствовании и уподоблении нашему Творцу. Теперь мы осознаём, что пожелание кому-либо добра и молитва за этого человека возвращается добром к нам самим, и становится твёрдым основанием для принятия помощи от Бога в противостоянии своей зависимости. Теперь мы верим, что, отдавая другим добро, вне зависимости от того, что нам вернут назад, Бог сам воздаст нам многократно за наше намерение быть миролюбивыми и великодушными.

Боже, научи нас снисходительности и доброте.